НАША ЖИЗНЬ

Информация, новости, вопросы-ответы

Модератор: Rambokennel

НАША ЖИЗНЬ

Сообщение Rambokennel » 31-05, 17:47

ПЭТТЕРАПИЯ и МЫ

АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ" - материалы Всероссийской научно-практической Internet-конференции

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ С ПРОБЛЕМАМИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ В УСЛОВИЯХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЦЕНТРА

Агафонов И.В., Литвинов А.А., Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

К нетрадиционным занятиям физическим воспитанием относится большое количество, как упражнений, так и методик.

Зачастую обычные занятия физической культурой не вызывают активности у детей, имеющих отклонения в психическом развитии. А именно активное движение, выполнение разнообразных упражнений способствует развитию не только физических качеств ребёнка, но и формирует его как личность.

Врачи-психиатры, психотерапевты, психологи, специалисты адаптивной физической культуры на протяжении многих лет применяют различные методики. Одна из таких методик называется пет-терапия.

По-английски pet - это обобщённое название домашних животных (дословно - любимое животное). Впрочем, существуют также и иппотерапия - лечение с помощью лошадей и канистерапия - лечение с помощью собак. То, что домашние животные могут оказывать влияние на наше здоровье, было известно еще во времена Гиппократа, а то и раньше. Однако сам термин "пет-терапия" появился в середине XX века.

Впервые животные в лечебных учреждениях появились в Англии, в Йорке в местном заведении для душевнобольных еще в 1792 году. А концепция пет-терапии была сформулирована детским психиатром из США Борисом Левинсоном только в 60-ых годах, когда он обнаружил, что маленькие пациенты положительно реагируют на его собаку, находящуюся в приёмной во время сеанса лечения. С тех пор этот метод получил большое распространение на Западе.

В нашей стране реабилитация с помощью животных приобретает с каждым днем всё большую популярность. Пионером этого направления в нашем регионе стал Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина. На протяжении девяти лет при университете работает Оздоровительно-коррекционный центр под руководством заведующего кафедрой адаптивной физической культуры доцента С.Д. Антонюка. В Центре волонтёры - студенты Института физической культуры и спорта совместно со студентами Института психологии, - занимаются с детьми- инвалидами, находящимися на лечении в областной психиатрической больнице. В 2004 году Коррекционный центр заключил договор о сотрудничестве с детским отделением областной психиатрической больницы, что позволило еженедельно привозить детей в Центр. Количество занимающихся детей - двадцать человек, все разного возраста (с 7 до 17 лет) и разного диагноза, самый распространенный диагноз - "социально-педагогическая запущенность". Основная масса детей - сироты, что обусловливает поведение и существенно отражается на психике.

В первые дни занятий перед волонтерами возникла проблема, как уделить внимание всем детям, вызвать интерес к физическим упражнениям, а главное не навредить, ведь к каждому такому ребёнку необходим индивидуальный подход.

Чтоб добиться положительного результата, нужен комплексный подход. Одной из наиболее эффективных форм реабилитации и оздоровления данной категории детей является игровая деятельность. Вместе с тем, игра обладает целым рядом достоинств, перенесение которых в серьезные сферы человеческого существования просто необходимо. Конечно, при этом следует учитывать деформацию игры в рамках больного общества и выстраивать ее концепцию с учетом рефлексии и исторического опыта.

Так как ребенка нужно заинтересовать, мы стали использовать игротерапию.

Осознание роли игрового феномена в культуре обусловливалось как расширением сферы свободного времени, так и отягощенностью жизни трудом, властью, различными потребностями, влечениями. Говорить об игре стоит хотя бы потому, что в повседневной жизни человек все сильнее втянут в труд, в серьезные размышления как интеллектуального, так и морального характера, в ролевые отношения, в институты власти, семьи, образования и т.п. В жизни мало праздничного, беззаботного. Конечно, игра присутствует в нашей культуре и начинает занимать все более значительное место, при этом приобретая какой-то двойственный, временами отталкивающий облик. И это происходит потому, что не игра объемлет жизнь, как возможно было когда-то, а, напротив, все страстное, потребное, чего человек лишен в жизни, переходит в игру. Игра выполняет в основном компенсаторную функцию. Как в своих мечтаниях человек реализует вытесненные влечения, так и в иллюзорной форме игры он стремится достичь успеха, признания, власти, богатства. Даже будучи только зрителем, а не участником различных состязаний, которые сегодня стали основной формой реализации игрового начала, человек не освобождается от своих "слишком человеческих" забот и страстей, а, наоборот, реализует их в иллюзорно - компенсаторной форме.

У игры, как это видно на примере детей с проблемами интеллектуального развития, предоставленных себе, отрешенных от жадного стремления приобретать и овладевать, нет прагматической задачи игра сама есть цель и смысл, и дарит наслаждение именно своей бесцельностью. Игре присуща особая настроенность, выражающаяся в чувстве удовольствия, что позволяет воспитывать у детей социально-эмоциональное состояние "один за всех все за одного". А чтобы эмоциональный уровень детей был приблизительно одинаков, чтобы все дети шли на общение, контакт с психологом, волонтёром, к занятиям была привлечена собака.

Знакомство детей с собакой произвело на них настолько положительное впечатление, что результат превзошел все наши ожидания. Все дети проявили активность не только по отношению к животному, но и после в занятиях физкультурой. Собака помогла установить контакт с теми пациентами, которые в силу ряда психофизических причин отказывались от общения с врачом или психологом.

Изображение

Для занятий с детьми были подобраны собаки породы ротвейлер-Рэм и Шира. Пет-терапия в оздоровительно-коррекционной работе с детьми, имеющими проблемы интеллектуального развития, зарекомендовала себя в высшей степени положительно. Данная методика направлена на коррекцию психо-эмоционального состояния детей с проблемами интеллектуального развития, является мощным средством невербальной коммуникации с детьми данной категории. Методика является разновидностью "телесной терапии" (термин психологов) для детей, имеющих затрудненный контакт со сверстниками и врачами.

Изображение

У собак устойчивая психика, что было проверено в областном кинологическом клубе "СИРИУС", выраженная любовь к детям. У собак этой породы снижен болевой порог чувствительности, соответственно собака не реагирует на то, что, например, ребёнок случайно наступает ей на лапу.

Занятия построены таким образам: они проходят в большом игровом зале, все дети, которые пришли заниматься, садятся на скамейки. После того, как все придут в спокойное состояние и займут удобное положение, в зал заводят собаку. Обязательно в зале присутствует хозяин собаки, кинолог, медицинский работник.



В первые минуты дети знакомятся с животным на расстоянии. В это время кинолог объясняет, как общаться с собакой, какие команды может выполнять и как правильно давать собаке угощение. После этого детям раздают собачий корм для угощения и просят, чтобы они держали его в открытой ладошке. Дети, держа корм, автоматически переходят ко второму этапу общения. Хозяин подводит собаку детям и отпускает её, животное поедает корм с ладоней детей. Каждый ребенок, прикасаясь к собаке, естественно перешагивает барьер боязни. После этого все дети стремятся поиграть с животным, даже те, кто первоначально не был настроен на контакт. Затем кинолог разрешает подойти к собаке, ребенок произносит команды "сидеть", "лежать" и т. д. После выполнения собакой команд ребёнок хвалит ёё, угощает кормом и возвращается на своё место. Когда все дети по очереди выполнят эти действия, им разрешается побегать с животным, поиграть. Такое общение происходит в течение 15-20 минут, затем собаку уводят из зала, а дети остаются в хорошем настроении заниматься физической культурой.

В результате разработки и внедрения методики разработан поэтапный комплексный подход к взаимодействию больного ребенка и собаки, который состоит в постепенном усилении контакта с одновременным психотерапевтическим воздействием. Данный поэтапный подход позволяет развить способность к вербальной коммуникации детям с проблемами интеллектуального развития.

В настоящее время в Оздоровительно коррекционном центре ТГУ им. Г.Р. Державина к занятиям с детьми привлечены две собаки породы ротвейлер, в ближайшее время кинологический клуб "Сириус" подготовит еще одну собаку другой породы, чтобы вызвать у детей больший интерес. На вопрос о том, что им нравится в занятиях в Центре, занимающиеся дети ответили: собаки, психолог и футбол!




© 1994 -2007 Тамбовский Государственный Университет имени Г.Р. Державина
телефон: 8 (4752) 72-34-40, адрес: г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33
Изображение
Аватара пользователя
Rambokennel
МОДЕРАТОР
 
Сообщения: 1237
Зарегистрирован: 23-10, 10:11
Откуда: Тамбов

Сообщение Rambokennel » 31-05, 17:57

ПРЕССА И МЫ

Изображение

Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Rambokennel
МОДЕРАТОР
 
Сообщения: 1237
Зарегистрирован: 23-10, 10:11
Откуда: Тамбов


Вернуться в О КЛУБЕ

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

cron